09.10.2020

Обзор 10+ лучших программ для 3D-моделирования: 3ds Max, Blender и другие

Программ для 3D-моделирования много и подробно разобраться с каждой в рамках отдельной статьи не получится. Но можно кратко охарактеризовать каждую, чтобы вы смогли выбрать нужную исходя из целей и задач.

Здесь мы расскажем про профессиональные инструменты для 3D-моделирования, так и про бесплатные. Пригодится всем, кто только начал интересоваться темой и хочет узнать про редакторы сразу из одного материала.
Автор: Едакин Алексей
Поделиться

Лучшие платные профессиональные программы для 3D-моделирования
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Содержание
Лучшие бесплатные редакторы для 3D-моделирования
1.
2.
3.
4.
5.

Autodesk 3Ds Max

3Ds Max – один из старейших редакторов трехмерной графики от Autodesk, который появился еще в начале нулевых. Поэтому большинство моделеров начинали (или работают) с ним. 3Ds Max является стандартом в индустрии для интерьеров и архитектуры и вообще фотореалистичной подачи. Используют потому, что в редакторе удобные системы визуализации, море дополнений для интерьеров и архитектуры и бесконечное количество фотореалистичных библиотек моделей мебели и благоустройства для интерьеров и экстерьеров.

А еще 3Ds Max – универсальное решение для работы с трехмерной графикой, которое подойдет разработчикам игр и художникам. Редактор закрывает весь функционал по моделированию: здесь удобно делать любые материалы, а визуализация гибко подключается через внешние рендеры (V-RAY или Corona), которые позволяют сделать фотореалистичную картинку проекта.

Использовать редактор можно достаточно широко: создавать персонажей для видеоигр, делать модели предметов для 3D-печати или прорисовывать эффекты для рекламы. Редактор использовали в Человеке-Пауке, Властелине Колец, Людях Икс, Игре Престолов, Матрице – т. е. практически во всех крупных блокбастерах.
Ранее 3Ds Max считался дорогим редактором, но недавно цена стала менее 1000 рублей в месяц за годовую подписку (ранее она составляла более 70 тысяч рублей в год), что делает продукт доступным для новичков и небольших студий. Поэтому, если вас интересует тема трехмерной визуализации, то на нашем курсе мы за четыре дня научим с нуля собирают интерьеры по заданию дизайнера.
Примеры визуализации экстерьера от студента 3D Club
Примеры визуализации экстерьера от студента 3D Club
Дизайн от M.Serhat Sezgin с официального ресурса Autodesk
Космический корабль из сериала «Оруэлл»
Архитектура от Brick Visual

Что умеет 3Ds Max:

  • Лучшая в индустрии работа с полигональным моделированием для Low Poly (оптимизированные модели для приложений и игровых движков) и High Poly (высокодетализированные модели для фотореалистичных визуализаций, в том числе бионические сглаженные формы).
  • Текстурировать любые объекты, создавать шейдеры, делать маппинг и редактировать даже самые сложные реалистичные материалы.
  • Анимировать персонажей, делать спецэффекты с тканями, физикой, частицами, симуляции дыма, огня, воды, разрушений. Вписывать их в фото и видео. Симулировать волосы, шерсть.
  • Визуализировать через встроенный или подключаемый модуль.

Зачем нужен 3Ds Max:

  • Для фотореалистичной подачи в области интерьеров, архитектуры и промышленного дизайна и, в принципе, любых изделий (например, каталоги IKEA – это все 3D-визуализации) c нуля, либо на основе готовых 3D-моделей из других программ, например из Revit, Archicad, Solidworks и других.
  • Для создания 3D-моделей для игр, приложений, каталогов мебели и других изделий, которые потом можно продавать на стоках.
  • Для разработки спецэффектов и работы с анимацией, графикой и рекламой.
  • Создание моделей для 3D печати.

Плюсы 3Ds Max:

  • Лучшее в индустрии полигональное моделирование.
  • Фотореалистичная подача.
  • Обилие библиотек моделей и дополнений для интерьеров и архитектуры.
  • Удобная анимация технических процессов.
  • Хорошая симуляция физики.
  • Популярное решение в профессиональной среде, часто требуется при приеме на работу в самых разных индустриях.

Минусы 3Ds Max:

  • Персонажная анимация неплохая, но уступает Maya.


Цена: от 160 долларов в год для независимых разработчиков.
Презентация Autodesk, где показывают примеры реализации продуктов компании в фильмах и сериалах, играх и архитектуре

Autodesk Maya

Maya – еще один профессиональный редактор трехмерной графикой от Autodesk, который в отличии от 3ds Max ориентирован в сторону анимации и спецэффектов. Его часто используют в работе над фильмами и мультипликацией – в программе множество специальных функций, например, есть динамика твердых и мягких тел при визуализации. Плюс, есть возможность лепить органических героев как в ZBrush с помощью кистей на «цифровой глине»

В интерьерах или архитектуре Maya практически не используется: она не способна заменить 3Ds Max. Главный козырь этого редактора – самая удобная система для анимации персонажей, поэтому многие российские и западные студии анимируют персонажей именно в Maya.
Портрет от Kirill Klyat в Maya
Графику для «Мидуэй» делали в Maya
Пример обработки сцены для «Затерянных в космосе» в Maya

Что умеет Maya:

  • Создавать и редактировать полигональную графику.
  • Скульптить как в ZBrush.
  • Накладывает текстуры и делать маппинг, работать с кривыми.
  • Анимировать объекты, делать динамику твердых и мягких тел, работать с шерстью, волосами и мехом.
  • Создавать жидкости и другие спецэффекты
  • Визуализировать с помощью встроенных инструментов

Зачем нужен Maya:

  • Для анимации в кино, играх и мультфильмах.

Плюсы Maya:

  • Персонажная анимация.

Минусы Maya:

  • Не подходит для архитектуры и дизайна интерьеров из за отсутствия библиотек.


Цена: от 8 901 рублей в месяц.
Персонажей для God of War делали в Maya

Autodesk 3Ds Max

Третий продукт от Autodesk используют архитекторы, инженеры и дизайнеры интерьеров называется AutoCAD. Он заточен для работы с математическими моделями и пригодятся для проектирования различных деталей (двигателей, тарелок, телефонов), так и зданий, квартир и других элементов инфраструктуры. AutoCAD долгое время использовался как стандарт в индустрии, но с приходом более удобных ArchiCAD и Revit его можно списывать со счетов: 3D-моделирование и визуализация здесь не очень хорошая, а сам интерфейс больше адаптирован для «грубого» черчения, а не математического.
Разработка и воплощение чертежа для Стредфорского фестиваля на AutoCAD
Разработка и воплощение чертежа для Стредфорского фестиваля на AutoCAD

Что умеет AutoCAD:

  • Создавать и редактировать полигональную графику.
  • Работать с системой координат чертежей.
  • Анализировать детали проекта (например, интерьера квартиры) загружая схемы из PDF-файлов.
  • Визуализировать модели с помощью настройки освещения и материалов.

Зачем нужен AutoCAD:

  • Для работы с чертежами, схемами и планами в строительстве и разработке.

Плюсы AutoCAD:

  • Легко освоить.

Минусы AutoCAD:

  • Исправление в одном чертеже тянет за собой необходимость вручную исправлять все остальное в отличие от BIM программ типа Archicad.
  • Формальное наличие 3D.


Цена: от 9 325 рублей в месяц.

ZBrush

ZBrush – профессиональный инструмент для скульптинга высококачественных трехмерных моделей от Pixologic. Идеально подходит для разработки персонажей, животных, людей и всего органического. Подойдет и для твердых объектов. Работа идет через богатый инструментарий кистей, поэтому ZBrush часто используют художники для разработки героев фильмов, игр и мультфильмов. Фишка в ресурсоемкости – ZBrush работает не только с 3D, но и с псевдо трехмерностью, не привлекая видеокарту, что дает хорошую производительности (главное – запастись оперативной памятью).

Кстати, 2D-иллюстраторы часто сначала лепят сцену или персонажа в ZBrush, ставят его в нужную позу, а потом обрисовывают – рисуют концепты сразу в 3D, хотя раньше это было привилегией Photoshop и других 2D-пакетов.
Персонаж от JAYANTAMAZUMDER на ZBru
Черепаха из короткометражки Hybrids на ZBrush
Арт на основе Zbrush от Blizzard на ZBrush

Что умеет ZBrush:

  • Скульптить персонажей (работа с цифровой глиной) как высокополигональной, так и в низкополигональной графике с помощью графического планшета (без него – никак).
  • Накладывать текстуры, делать шерсть и волосы.
  • Раскрашивать объекты без текстур.

Зачем нужен ZBrush:

  • Для создания моделей органических объектов при помощи кистей.

Плюсы ZBrush:

  • Скульптинг персонажей и окружения.
  • Эскизирование в 3D.

Минусы ZBrush:

  • Нужен планшет для создания сложных моделей.
  • Не подходит для комплексной работы с 3D.


Цена: от 39,95 долларов в месяц.
Заставка из сериала «Дикий Запад» на ZBrush

Cinema 4D Studio

Cinema 4D считают простым в освоении трехмерным редактором, но на рынке труда
знание этой программы не считается ценным. Сам редактор гибкий – интерфейс можно настроить для работы с моделями, графикой или анимацией. Объекты, созданные в Cinema 4D совместимы с Adobe After Effect, сторонними рендерами и поддерживает широкий выбор импортируемых файлов. Есть русский интерфейс.
Сцена в Cinema 4D
Персонаж в Cinema 4D
Объект в Cinema 4D

Что умеет Cinema 4D:

  • Создавать и редактировать полигональную графику, графику на основе сплайнов и модификаторов.
  • Визуализировать модели через подключаемые модули.
  • Работать со сложными шейдерами.
  • Имитирует реальные физические эффекты (столкновение, трение, скольжение)
  • Работает со светом.
  • Подключаемые модули для узкой работы (среда для текстурирования, визуализации, эффектов и так далее).

Зачем нужен Cinema 4D:

  • Для работы с моделями в кино, рекламе и мультипликации.
  • Для моушн-дизайна.

Плюсы Cinema 4D:

  • Понятный и простой интерфейс, легко освоить новичку.
  • Работает с Adobe After Effects, Houdini и другими редакторами.

Минусы Cinema 4D:

  • Версии редактора часто конфликтуют между собой.
  • Мало уроков и курсов для обучения.
  • Не является стандартом в индустрии.
  • Не подходит для архитектуры и дизайна интерьеров из-за отсутствия библиотек.


Цена: от 4 911 рублей в месяц.
Демонстрационная анимация: посмотрите, как круто сделана ткань!

Side Effects Houdini

Софт для создания спецэффектов, в России его используют, например, в компании Main Road Post, где делали фильм «Сталинград». Houdini хорош для хардкорных спецэффектов, сопряженных с программированием (в основе лежит процедурная система). Он сложен в освоении, но востребован в узких кругах.
Космический пейзаж от PHROXIR в Houdini
Модель Ferrari от AMIN KHORMAEI в Houdini
Старая Барселона от DANIEL LLUSSA RIBES в Houdini

Что умеет Houdini:

  • VFX и симуляцию частиц, жидкости, молний, волн и т. д.

Зачем нужен Houdini:

  • Для создания реалистичных эффектов в кино, играх, приложениях и VR.

Плюсы Houdini:

  • Отличная реализация спецэффектов

Минусы Houdini:

  • Узкая направленность.
  • Очень сложен в освоении.
  • Желателен опыт программирования.


Цена: бесплатно за ограниченную версию для обучения, от 100 долларов в год за версию для инди-студий
Эффект симуляции частиц на снеге.
Каждое воскресенье
узнавай о новых статьях
из рассылки
Лучшие бесплатные редакторы для 3д моделирования

Blender

Blender – бесплатный редактор трехмерной графики с открытым исходным кодом на Python. У программы широкий функционал, поэтому его часто выбирают не только новички, но и профессионалы. Позионируется программа, как решение для редактирования 3D-моделей, визуализации, анимации, разработки компьютерных игр, скульптинга и эффектов.

Blender в последние годы (благодаря поддержке Long Term Support версий) все чаще начинают использоваться крупные компании, а благодаря встроенному редактору двухмерной графики его часто применяют в кино и мультфильмах. Например, Blender использовали в сериале «Мир дикого запада», а некоторые трехмерные модели NASA сохранены в формате этого редактора. Но Blender все еще не стал стандартом в индустрии, как 3Ds Max: в нем нет библиотек моделей, он сложен в освоении и его крайне редко использую в архитектуре и дизайне.

Комната от Radya на Blender
Прозрачные материалы от SATtva на Blender
Персонаж от Вир_Норин на Blender

Что умеет Blender:

  • Создавать и редактировать полигональную графику, графику на основе примитивов, сплайнов, кривых и поверхностей Безье.
  • Анимировать объекты и их части.
  • Текстурировать, делать шейдеры и маппинг.
  • Рисовать в 2D.
  • Визуализировать.

Зачем нужен Blender:

  • Для создания трехмерных моделей в кино, играх и мультфильмах.
  • Для создания игр и мультфильмов.
  • Для работы с анимацией и эффектами.

Плюсы Blender:

  • Бесплатный.
  • Универсальный.

Минусы Blender:

  • Мало библиотек моделей.
  • Пока слабо распространен в пайплайне компаний. Даже если вы эксперт по Blender – часто придется сдавать работу в 3Ds Max или Maya.
  • Сложноват в освоении.


Цена: бесплатно.
Короткометражный мультфильм на Blender

ZBrush Core Mini

Zbrush Core Mini (старое название Sculptris) – это бесплатный продукт от Pixologic, который позиционируется как редактор для новичков. Работает точно так же, как и старший брат, только функционал немного урезан, а сам редактор заметно упрощен. Но зато в нем очень легко освоится и быстро создать своего первого персонажа для компьютерной игры или фильма.

Что умеет Zbrush Core Mini:

  • Создавать графику на основе круглых форм.
  • Скульптить модели.
  • Накладывать цвет.

Зачем нужен Zbrush Core Mini:

  • Для обучения трехмерному моделированию.

Плюсы Zbrush Core Mini:

  • Бесплатно, без подписок и регистрации.
  • Упрощенный скульптинг (полезно для новичков).

Минусы Zbrush Core Mini:

  • Модели можно использовать только в некоммерческой сфере.
  • Нет рендера.


Цена: бесплатно.
Возможности программы Zbrush Core Mini

Windows Paint 3D

Paint 3D – это бесплатный трехмерный редактор, который распространяется вместе с Windows 10. В нем есть все те же функции по рисованию, только добавлена возможность создавать 3D-модели с помощью примитивов (кубы, конус, пирамида), конвертировать 2D в 3D, накладывать текстуры и использовать модели из библиотеки. В общем, для новичка здесь есть весь необходимый функционал.
Пример коллажа из готовых моделей в Paint 3D
Пример коллажа из готовых моделей в Paint 3D

Что умеет Paint 3D:

  • Создавать и редактировать полигональную графику из примитивов или с помощью кистью.
  • Работать с фотографиями, текстурами и изображениями.
  • Создавать трехмерный текст.
  • Накладывать эффекты и работать со светом.

Зачем нужен Paint 3D:

  • Для создания простых 3д моделей.
  • Для обучения.

Плюсы Paint 3D:

  • Познакомит пользователя с основами 3D.

Минусы Paint 3D:

  • скорее игрушка, чем серьезный редактор.


Цена: бесплатно.

Google SketchUp

SketchUp изначально разрабатывало несколько человек, но потом стартап купил Google и превратил его в универсальное решение для создания трехмерной графики. Распространяется программа бесплатно (есть платная PRO-версия с расширенным функционалом), а интерфейс освоит даже новичок за два три урока на YouTube. Плюс, она не очень требовательная к железу компьютера.

SketchUp популярен среди начинающих дизайнеров, строителей и архитекторов – возможности редактора позволяют делать проекты домов с замерами и прочих объектов. Но можно использовать и художникам, а к программе легко подключаются внешние визуализаторы. SketchUp годится только для эскизной подачи, а моделирование сложных форм неудобно устроено, плюс нет фотореалистичных библиотек. Часто сцена из этого редактора требует дошлифовки в 3Ds Max – именно там визуализируют объекты, применяют качественные материалы и модели.

Пример графики в SketchUp
Пример графики в SketchUp

Что умеет SketchUp:

  • Создавать и редактировать полигональную графику.
  • Визуализировать модели и сцены через подключаемые модули.
  • Загружать объекты и плагины.

Зачем нужен SketchUp:

  • Для создания 3д моделей.
  • Для эскизного дизайна интерьеров, инфраструктуры и экстерьеров.

Плюсы SketchUp:

  • Относительно прост в освоении.
  • Распространяется бесплатно.

Минусы SketchUp:

  • Не фотореалистичная визуализация.
  • Нет библиотек с большим количеством фотореалистичных моделей как в 3dsmax.
  • Сцены требуют дошлифовки в 3Ds Max.


Цена: бесплатно для личного использования.

Vectary

Vectary – это бесплатный онлайн-редактор 3D-объектов родом из Словакии. Это простой и доступный инструмент для художников, дизайнеров и моддеров, который содержит огромную библиотеку сцен, материалов и моделей. Вы можете создавать как свои модели, так и собирать их из пресетов – интерфейс простой. Поддерживает редактор как 3D, так и 2D, а встроенный рендер Photon позволит сделать практически фотореалистичные модели.

Программа нацелена на команды криейторов, художников и дизайнеров – моделями можно делится через Figma или ссылки. Будет полезна и новичкам для первых шагов в 3D-графике.
Интерфейс Vectary
Интерфейс Vectary

Что умеет Vectary:

  • Создавать и редактировать полигональные модели.
  • Использовать в сценах объекты из внутренней библиотеки.
  • Делиться через ссылки объектами с коллегами.
  • Визуализировать через мгновенный рендер или фотореалистичный Photon.

Зачем нужен Vectary:

  • Для работы с дизайном, иллюстрациями и архитектурой.

Плюсы Vectary:

  • Доступность через браузер.
  • Простота освоения.

Минусы Vectary:

  • Не стандарт в индустрии.
  • Ограниченный функционал.


Цена: бесплатно за базовую версию.

В заключении

Выбор 3д-редактора для моделирования – это всегда тяжело. Если вы рассчитываете всерьез и надолго заниматься этим и создания 3D-графики – ваша работа, то выбор, конечно же, за продуктами от Autodesk. Нет денег на подписку? Тогда выбирайте Blender! Ну, а если хочется просто поиграться, то есть ZBrush Core Mini и Paint 3D. Художникам, дизайнерам и молодым архитекторам стоит присмотреться к 3Ds Max – это стандарт в индустрии, уроков в сети очень много, а полученные знания можно будет использовать в других редакторах или даже сферах (моделирование, анимация и так далее).
Поделиться
Читайте также
Каждое воскресенье
узнавай о новых статьях
из рассылки
3DCLUB 2020


Made on
Tilda