mytopf.com
  • /
  • /

Профессия «3D–моделлер»

24.12.2021•35 мин
Наверняка вы наткнулись на нашу статью не просто так. Вы явно заинтересованы (хотя бы немножко :D) в понимании, изучении, а возможно даже в становлении профессионалом в сфере 3D–моделирования. Вот именно для вас и написан этот материал.

Что ж, я не стану разглагольствовать, подробно описывая каждое направление в 3D и рассказывать сказки о том, что это идеальная профессия будущего. Я лишь хочу поведать о самой сфере 3D–моделирования и вдохновить вас на изучение данной темы поглубже.

Я считаю, что именно вдохновение играет самую важную роль в этой профессии. Будь у вас хорошее оборудование, средства на платное обучение или даже лучший друг, который уже много лет работает в подобном направлении, вряд ли вы решите сделать свои первые шаги в сторону 3D. А вот будь у вас хотя бы капелька вдохновения и желание заняться чем–то по–настоящему интересным и новым для себя, вы обязательно сможете добиться результатов. Поэтому я постараюсь разбудить в вас то самое вдохновение и к концу статьи вы сами решите, стоит рискнуть и попробовать или найти для себя что–то поскромнее.

Кто такие 3D-моделлеры и их востребованность

3D-моделлер — зачастую это обобщенное понятие, которым называют всех специалистов, так или иначе связанных с трехмерной графикой. Левел-дизайнеры, 3D-визуализаторы, 3D-аниматоры, VFX-художники и еще куча разных направлений — все это связано с 3D-моделированием. Если же говорить совсем простым языком, то 3D — это объем, а в нашем случае это объем, создаваемый в цифровом пространстве специальными программами.

Само по себе 3D-моделирование настолько широкое направление, что найти сферу деятельности в нем под силу каждому, кто хоть немного заинтересован его изучением. Могу привести несколько примеров, о некоторых из которых вы могли даже и не догадываться:
Архитектурная 3D-визуализация. Наверное одно из самых распространенных направлений в наше время. Многоквартирные дома строятся ежедневно и в больших количествах по всему миру. А не заметить баннерную рекламу будущих построек просто невозможно. Кстати, эти же ребята часто берут заказы на визуализацию проектов для частных лиц (когда будущий владелец дома/участка хочет понять как будет выглядеть его имущество).

Визуализация крупных проектов: торговые центры, бизнес-центры, жилые комплексы, административные здания, новые вокзалы и аэропорты — понимание того, как это должно выглядеть в итоге. Все это благодаря специалистам из сферы «архивиза».
★ GameDev. Индустрия видеоигр также не стоит на месте. Наверняка каждый из вас хотя бы раз пробовал поиграть в какую-нибудь игру. В тот момент вы вряд ли задумывались о том, сколько сил вложено в этот проект. А ведь буквально каждый пиксель нарисован конкретными специалистами, которые своим кропотливым трудом и фантазией воссоздают наполнение игры. Буквально всё, что вы видите в игре — выполнено и анимировано людьми (ну и игровыми движками, разумеется). В наше же время, это постепенно превращается в крупный бизнес, который перерастает из маленьких игровых студий в целые корпорации. Да и вообще, вы видели на что способен новый Unreal Engine 5?
★ VFX в кино. Киноиндустрия просто переполнена разного рода спецэффектами, которые конечно же делаются при помощи рук VFX-специалистов. Целые вымышленные миры и существа переносятся на картинку ваших мониторов именно благодаря им. Видели сцену боя из «Годзилла против Конга»? Так вот она от начала до конца сделана при помощи 3D-технологий, даже не намочив руки, так сказать: D.
★ Пошив одежды. Что-о-о?! Да-да, благодаря специальной программе Marvelous Designer модельеры могут проектировать любого типа одежду, симулировать ткани и наглядно понимать как тот или иной наряд будет вести себя на живом человеке. От крутого дизайна повседневных вещей до военного и туристического снаряжения. Это я еще молчу о возможностях создания прочих объектов, состоящих из ткани (элементы интерьера, постельное белье, занавески и пр.). Функционал просто безграничен.
★ 3D-печать. С развитием технологий 3D-печати востребованность специалистов в этой сфере возросла. Смогли бы вы себе представить несколько лет назад, что при помощи специальных 3D-принтеров ученые смогут печатать настоящие человеческие органы и части тела? А как насчет полноценных жилищ? Такая технология не идеальна и продолжает активно развиваться, но уже сейчас можно увидеть плоды ее применения.
★ Наружная реклама. 3D-решениями в рекламе уже наверное никого не удивить. Различные анимационные персонажи, маскоты, 3D-объекты и прочие элементы, придающие интерактивности рекламируемому продукту, выполняются с привлечением 3D-специалистов. Но относительно недавно появился новый тренд — 3D-билборды. Выглядит это весьма впечатляюще и многие популярные бренды практикуют такой формат рекламы каждый день.
Я конечно еще долго могу описывать разные сферы применения 3D-технологий, но суть не в этом. Суть в том, что все эти технологии окружают нас повсеместно и даже если вам покажется, что область ваших интересов никак не связана с 3D-миром, то просто изучите этот вопрос и наверняка там уже в полную силу используют 3D.
→ Хотите создавать персонажей? Пожалуйста, вот вам Zbrush, Maya или Blender, лепите на здоровье.

→ Интересуетесь автомобилями, крупной техникой, инженерными сооружениями, оружием? Начните моделировать их в том же 3ds Max.

→ Нравится сфера дизайна интерьеров? Без проблем, начните осваивать их проектировку в Sketchup.

Заработная плата в сфере 3D-моделирования

На самом деле вопрос заработка в любом из направлений 3D-специалиста очень абстрактен. Зачастую этот параметр зависит от вашего свободного времени и скорости выполнения поставленных задач. Более того, ценник сильно варьируется от места вашего проживания и условий, в которых вы намерены работать. Однако без примерных цифр я вас не оставлю.

Нижеперечисленные размеры заработных плат достаточно субъективны и актуальны ближе к столице России. Даже сами потенциальные работодатели ставят пометку «от» рядом с ценником.
★ 3D-визуализация — Archiviz. Средний оклад по этому направлению составляет 70 000 рублей в месяц. Но эта цифра не ставит перед вами невидимую стену, которая не даст зарабатывать больше. По сути, подобная оплата труда подразумевает под собой работу в дизайн-студиях. А если вы имеете поток частных клиентов, то 70 тысяч могут перерастать в намного более крупные суммы, причем временами только за один проект.

★ VFX-artist. Ситуация с рынком труда по этой специальности аналогичен предыдущей — 70 000 — 90 000 рублей. Однако для вакансий VFX-художников отсутствие предполагаемой стоимости оплаты на тематических сайтах с вакансиями вполне нормальное явление. Объясняется это тем, что большинство заказчиков — это отдельные студии, где ваш заработок будет обсуждаться лично и по факту вашего профессионализма.

★ GameDev. С игровой индустрией ситуация поинтереснее по двум причинам. Первое — это жалование. Оно варьируется от 100 000 до 200 000 в зависимости от вашей специальности в сфере. А вторым благоприятным фактором является студия разработки. Да, в основном самые актуальные вакансии исходят от крупных игровых студий. Но даже этот фактор не всегда вынуждает привязываться к определенной студии. Игровые компании могут предлагать работу в виде аутсорсинга, своеобразного фриланса для отдельных личностей (например, для вас, если вас одобрят на подобный проект).
А теперь хочу уточнить, почему я акцентировал внимание на ценники именно в России. Жалование по этим же направлениям в несколько раз больше, если вы владеете английским или другим иностранным языком. Все просто, за рубежом платят больше, так как уровень жизни иной. В той же сфере «Геймдева» зарплата может достигать, внимание, 8000 долларов в месяц до вычета налогов. Так, а самый сок в том, что вы можете работать удаленно. Есть к чему стремиться, правда?

Формат работы и необходимое оборудование для 3D-моделирования

Ознакомившись с такими приличными цифрами вы вероятно зададитесь вопросом как быстрее начать изучение 3D-специальности. Но не стоит торопиться! В любой профессии есть подводные камни и 3D-моделирование тому не исключение.

Пугать я вас не намерен, но и рассказывать сказки о том, что освоить профессию можно сидя в кафе с ноутбуком, попивая чай, я тоже не стану. Более того, «поработать в кафешке» будучи состоявшимся специалистом у вас также не получится. Забудьте об этом. А те, кто будет доказывать вам обратное, либо заинтересованы в этом, либо выполняют максимально простой объем работы, который не требует длительной концентрации.

Итак, запомните следующие несколько пунктов, которые развеют все ваши домыслы:
→ Без хорошего оборудования в 3D делать нечего. На начальных этапах знакомства со сферой вам вполне может хватить компьютера средне-низкой мощности или ноутбука, но рано или поздно вы упретесь в их лимит. Конечно, это не значит, что вам нужно бежать и покупать игровые ноутбуки или собирать компьютеры в максимальной на сегодняшний день комплектации. Для того же рендеринга можно собрать хорошую машину до 300−400 $.

→ График работы у 3D-моделлера тоже варьируется в зависимости от места трудоустройства. Но нужно быть готовым, что устраиваясь на локальную работу, вам придется отрабатывать полноценный рабочий день. Гибкий график зависит от работодателя так же, как и возможность дистанционного выполнения проектов. Только на фрилансе вы регулируете время, затрачиваемое на работу (и даже тут дедлайны, установленные клиентом часто являются решающим фактором).

→ Практически каждое направление в 3D подразумевает работу в студиях/компаниях/организациях. Как бы вы не хотели не привязываться к одному месту вашей деятельности, все равно придется привыкать к стационарному типу работы, даже при выполнении фриланс-заказов. То есть, рабочее место у вас будет плюс-минус одинаковым всегда, хоть и само оно может кочевать из студии в студию.
Если вы не согласны с чем-то из вышеперечисленного, то задайте себе вопрос, стоит ли вообще начинать.
Чтобы оставаться в курсе последних новостей и изменений в 3D и Нейросетей, подпишись на Telegram-Канал Основателя 3D Club - Семена Красинцева. Анонсы, бонусы, бесплатные уроки - все это Семен анонсирует в своем канале. Ждем вас!

Каким должен быть 3D-моделлер и его навыки

Рассказав про будни 3D-моделлера, нельзя не рассказать про то, какими вы должны быть, опираясь на личностные качества. Все мы люди разные и каждый по своему воспринимает ту или иную сферу деятельности. В 3D есть свой перечень того, что должно быть заложено в вас с рождения или приобретено до момента начала работы по этой специальности:
→ Способность к обучению. В свое время я сидел в учебных чатах 3D CLUB и наблюдал за успехами учеников. Иногда я просто не мог понять некоторых студентов, которые застревали на этапах освоения программы, где всего лишь нужно было повторить действия за куратором по видеоролику. Вы можете подумать, что кураторы плохие учителя и подача материала не совсем понятна. Но нет, поверьте мне, есть абсолютно необучаемые люди. Отчасти причинами этому может быть нежелание учиться или человек совсем далек от темы IT. Поэтому я считаю этот навык основным, если вы изъявили желание начать свой путь в сфере 3D-моделирования.

→ Усидчивость. Да, очевидный факт. Тот самый навык, который будет присутствовать в вашей жизни на протяжении всей 3D-деятельности. Придется привыкнуть к своему рабочему месту и создать благоприятные условия для работы. Конечно, если вы работаете в сфере интерьерного 3D-дизайна, то вполне нормально выезжать на объекты при их наличии в вашем городе. Но все равно большая часть вашей занятости будет располагаться дома или в офисе студии. А сжатые рамки по срокам выполнения работы могут вынудить вас проводить больше времени за монитором. Все-таки не тот хорош, кто делает идеально, но долго, а тот, кто выполняет поставленные задачи в срок.

→ Коммуникабельность. Думаете все, кто связаны с IT-сферой так или иначе интроверты и не могут связать двух слов? Очевидно, что нет. Умение в полной мере излагать свои мысли является неотъемлемой частью в 3D. Начиная от написания резюме и заканчивая диалогом с заказчиком — все это достигается при помощи прокаченных коммуникативных навыках. При работе в студии вам придётся (и это просто необходимо как с этической стороны, так и с практической) постоянно контактировать с коллегами, чтобы добиваться максимальной эффективности в достижении результатов.
Эти 3 золотых навыка в совокупности смогут привести вас к успеху в профессии при направлении в верное русло. Сам список можно дополнить еще кучей разных человеческих способностей, рассказать о предрасположенности на генетическом уровне к 3D-моделированию, приплести профильное образование и прочую мусорную информацию, о которой всеми переговорено в интернете. Я скажу проще, эти 3 кита являются базой, которая вместе с вашим созиданием позволяет творить будущее. А вот про «созидание» я сейчас вам и расскажу.

Энтузиазм? Вдохновение? И есть ли развитие в профессии?

Самое вкусное я решил оставить под конец материала. А вкусное оно, потому что я покажу вам яркие примеры успеха таких же обычных людей как мы, возможности нынешних технологий и пути развития во многих сферах 3D-деятельности.

Правда в том, что на одних только личностных навыках далеко не уедешь. Каким бы вы не были обучаемым, усидчивым и коммуникабельным, без искринки в ваших глазах, увы, стать профессионалом не получится. Работать то вы конечно сможете, но получать от этого удовольствия — нет. А ведь никто не хочет, чтобы их повседневная занятость превратилась в серые монотонные будни, верно? С таким же успехом можно и на обычной работе заниматься повседневной рутиной. А мы сюда пришли не за этим, уж точно.
  • Начну я, пожалуй, с одного моего хорошего товарища — Алексея, с которым я познакомился около года назад. Как раз таки тогда я узнал о его интересном и оригинальном проекте. Он смоделировал Василия Гальперова (одного из авторов небезызвестного игрового онлайн-портала StopGame) и портировал его в игру Resident Evil 2.
Такой необычный проект не мог остаться незамеченным и буквально на следующий день сам Василий запустил прямую трансляцию с игровым прохождением Resident Evil, но только теперь, играя за самого себя. Выглядело это очень необычно и конечно же всем понравилась подобная модификация. Для автора это стало небольшим толчком продолжать творить. Подробнее про историю создания этого проекта можете прочитать в самом блоге StopGame.
Многие 3D-специалисты начинали именно с различных модификаций к уже существующим проектам. Изучение чужих проектов является хорошей практикой перед созданием своего продукта. Вот что говорит сам Алексей:
Модификация для игры лишь на словах выглядит не серьезно. На деле, чтобы перелопатить современную игру требуется нехило так запариться. Создание качественной модификации требует столько же усилий как и полноценное создание любого 3D-объекта с нуля. Нужно обладать достаточным багажом знаний и умений, чтобы разобраться во всех ресурсах используемых игрой.
А сейчас Алексей трудоустроился в игровую студию, где работает над амбициозным проектом в Unreal Engine, моделируя персонажей и одежду. Не скажу, что человек прошел длинный и утомительный путь. Он просто занимался тем, что ему нравится, ежедневно оттачивая свои навыки. Теперь же путей развития по этой специальности у него много. Создание персонажей с нуля применяется не только при создании игр, но и в кино, 3D-мультипликации и даже в рекламных роликах. Поэтому ему еще только предстоит взобраться на вершины 3D-индустрии.

  • Раз уж я упомянул Unreal Engine, то не могу не поведать о его колоссальном потенциале. Ни для кого не секрет, что недавно вышедший игровой движок UE5 удивил весь мир своими возможностями и графическими улучшениями. Просто посмотрите на этот фрагмент технологической демонстрации игры The Matrix Awakens:
Ну как, впечатляет? Не верите в увиденное, думаете это заранее заготовленная анимация? Просто вбейте название игры в поисковую строку и убедитесь в обратном. В это чудо можно поиграть на игровых консолях PlayStation 5 и Xbox Series X прямо сейчас. Будущее уже наступило и это лишь малая доля того, каких результатов можно будет добиться при помощи такого мощного инструмента.
Более того, эта играбельная часть для демонстрации была сделана всего лишь за один год. Сами же разработчики утверждают, что извлекли ценный опыт из этого проекта и теперь смогли бы управиться еще быстрее с подобной задачей.

  • Затронув тему игровых движков, хочу рассказать про еще один — Snowdrop. Вдаваться в подробности не буду, только хочу показать вот такой видеофрагмент, который я записал специально для вас. Посмотрите его и попробуйте предположить из игры какого года был записан этот футаж:
2020-й? Ну в крайнем случае 2019-й? А вот и нет — 2016-й. Да, потенциал Snowdrop опережал время в 16 году. Нет, конечно, я мог привести в пример такие популярные и зарекомендовавшие себя на рынке игровые движки, как Unity или CryEngine, но моя цель — дать вам понять, что конкурентоспособность в этой области вполне себе присутствует и тот же Snowdrop старается не отставать от конкурентов.
Помимо того, игра Tom Clancy’s The Division, показанная на видеороликах выше, была первым творением на Snowdrop, но и по сей день проект не может не похвастаться своей графической составляющей. Тем не менее на дворе уже 2022 год и сразу закрадывается сомнение, продолжают ли разработчики использовать этот движок, когда все уже видели необычайные возможности Unreal Engine 5. И я отвечу вам — да, еще как. Буквально пару месяцев назад компания Ubisoft анонсировала 4 новых проекта и что каждый из них будет спроектирован на Snowdrop. Так что задумайтесь, какого потенциала можно достичь в будущем при регулярной работе, оттачивании навыков и внесении улучшений в игровой движок.

  • Ну и конечно, как же не привести яркий пример по развитию в архитектурной 3D-визуализации — Семена Потамошнева (нет, мне не заплатили за рекламу: D). А яркий он, потому что человек не просто добился успеха и профессионального уровня в 3D-визуализации, а открыл целую школу по обучению, в блог которой я сейчас и пишу эту статью. Задумайтесь на минуту, делать фотореалистичные картинки зданий и интерьеров в виртуальном пространстве, а потом видеть плоды своих творений в реальной жизни. Именно такие моменты и вдохновляют заниматься творческой деятельностью.
Подробную историю от знакомства с 3D-технологиями до становлением основателем школы вы можете прочитать в отдельной статье. Я же скажу проще, никто и никогда не может знать на 100% как повернется его жизнь. Только вы являетесь авторами своего успеха. Аналогично с Семеном, думаете он бы поверил, скажи вы ему 15 лет назад, что он будет основателем своей собственной школы по 3D-моделированию?
Если же говорить про 3D-визуализацию в рамках одной профессии, то путей развития и рыночного спроса там огромное количество, а главное, что технологии, применяемые в этом направлении только совершенствуются и становятся более доступными для обывателей. Я не успеваю применить все возможности актуальной версии Corona Render, а они раз за разом выпускают свежую. Это я еще молчу про новомодные рендер-движки, работающие на видеокартах, а не на процессорах.

Продолжать этот список можно до бесконечности, но я думаю, что вы уже хотя бы чуть-чуть загорелись идей освоения 3D-профессии. Если вы еще не поняли что я пытаюсь до вас донести примерами выше, так это то, что развитие в 3D-моделировании не просто существует, а оно многогранно и многоступенчато.

Хотите заниматься 3D-визуализацией интерьеров?
→ Пожалуйста, путей освоения просто тьма: можно начать с обучающих роликов или сразу записаться на курс.

Надоело делать интерьерную визуализацию?
→ Начните изучение экстерьерной 3D-визуализации.

Больше не вдохновляют проекты или не устраивает заработок, хотите попробовать что-то новое?
→ Попробуйте поработать в сфере левел-дизайна для игровых проектов.

Считаете, что способны на что-то более масштабное?
→ Займитесь разработкой своей собственной компьютерной игры!

Просто поймите одну вещь, вы можете занять абсолютно любую нишу в области 3D-моделирования, не боясь жесткой конкуренции. Сами же работодатели намного лояльнее, чем в каких-либо еще сферах труда. Практически на сайтах каждой игровой студии имеется раздел с актуальными вакансиями и попасть туда может любой из вас, не говоря о вакансиях на фриланс-биржах. Работы хватит на всех! За вами остается только одно — освоить желаемую профессию и прийти к цели.

Как стать 3D-моделлером

Вот вы воодушевились, железно решили, что пора двигаться в направлении изучения 3D-моделирования, но с чего начать, как приступить к обучению, не потратив драгоценное время? Хороший вопрос.

На самом деле, эта тема для полноценной статьи, но я постараюсь все же кратко. Все зависит от выбранного вами направления. Буквально по каждой из имеющихся специальностей записано сотни видеоуроков. Полно онлайн-курсов, как бесплатных, так и платных. Их делают как опытные, так и начинающие в сфере видеоблоггеры. Но безусловно ничто не сравнится с грамотным обучением у опытных специалистов и у нас в 3D CLUB такие есть, эти люди делают наши курсы лояльными для понимания и наиболее качественными. И даже в 3D CLUB начать можно абсолютно бесплатно, записавшись на наш курс по 3D-моделированию и визуализации.

Конечно, у 3D CLUB есть конкуренты в сфере обучающих курсов и выбор всегда за вами, но всегда старайтесь тщательно выбирать школу/онлайн-курсы/личного наставника для наработки новых знаний, ведь существуют даже самые популярные и распиаренные онлайн-школы, которые научат такому, что вы потом устанете переучиваться.

Сам же я лично приобретал и ознакамливался с одним мини-курсом от 3D CLUB и с уверенностью могу сказать, что это именно то, что нужно для быстрого старта в сфере 3D-визуализации. Также у нас регулярно проводятся марафоны с реальными заказчиками, на которых вы можете заработать свои первые деньги абсолютно с нуля. Заманчиво, не правда ли?

Выводы

Новая профессия — это всегда тяжелый шаг, для кого-то и целая новая жизнь, будто с чистого листа. Начинать такой большой путь всегда может быть страшно, а уж сколько мыслей в голове: вдруг не получится, а вдруг брошу-психану, а вдруг платят мало или не востребовано…

Любой, кто сейчас добился успехов (от скромных до великих) в этой профессии — понимает вас больше, чем кто-либо другой. Мы все чего-то боимся, особенно не успеть реализовать всё задуманное и не состояться в этой жизни.

Но! Только мы вольны взять перо (или компьютерную мышь: D) в руки и начать созидать что-то воистину прекрасное, оставив свои следы в истории (будь то медиасфера, архитектурные сооружения или даже линейка одежды). И приложив необходимое количество усилий при освоении нового, на определенном участке вашего жизненного пути — вы достигнете желаемых результатов.

Главная цель человека в искусстве — это созидание. А заказов и финансов в этой сфере настолько много, что глаза разбегаются, за что бы ухватиться. Но не отправлять же вас в свободное плавание, правда? Поэтому выберите для себя интересную сферу, начните двигаться в ней, попробуйте любой наш курс из списка, и кто знает, вполне возможно, что именно это станет хорошим толчком для воплощения своих фантазий ;)
Читайте также